Рынок под диктовку
Между инаугурацией и участием в хоккейном матче президент Владимир Путин подписал несколько важных указов. Один из них напрямую касается рынка жилья. Правда, меры, в нем заложенные, либо уже реализованы, либо невыполнимы в принципе.
В указе №600 президент поручил Правительству РФ к 2018 году снизить ставки по ипотеке, увеличить количество выдаваемых кредитов на 57%, уменьшить стоимость жилья на 20% и добиться, чтобы граждане РФ имели возможность улучшать жилищные условия не реже чем раз в 15 лет.
С последней позицией все понятно: если 15 лет отсчитывать с 2018 года, так спрашивать за невыполнение будет совсем другой президент и с другого правительства.
С ипотекой интереснее. Ориентир указан так: средняя ставка должна превышать индекс потребительских цен не более чем на 2,2%. (Многие коллеги впопыхах написали, что Путин велел выдавать ипотеку под 2,2%, — это, конечно, не так.)
Но даже в варианте «инфляция + банковская маржа» показатель все равно выглядит туманно: банкирам придется пересматривать ставки каждый месяц? Или все-таки брать цифру по итогам года? За 2011?й, по данным Росстата, индекс потребительских цен вырос на 6,1%. То есть «путинская ставка» должна была равняться 8,3%. Сбербанк, кстати, по спецпрограмме в прошлом году уже выдавал кредиты под 8% годовых. Правда, не всем и лишь при 50%-й предоплате. В принципе, крупнейшие госбанки («Сбер», ВТБ, Газпромбанк) заставить заявить такие ставки несложно. Равно как несложно и сопроводить их таким количеством условий и требований, что смысла в этой мере будет немного. А вот привести к «общему знаменателю» коммерческие банки — задача, которая административными методами не решается.
Президент велит правительству к 2018 году довести выдачу ипотеки до 815 000 кредитов в год. (В 2011?м банки выдали 520 800 займов, в 2010?м — 301 400.)
Проблема в том, что установка на массовый характер ипотеки без опережающего роста строительства всегда приводит к росту цен. А их велено одновременно снижать… Каких-либо количественных ориентиров по увеличению объемов ввода в 600?м указе нет. И это правильно: согласно нацпроекту «Доступное жилье» уже в 2010 году предполагали вводить 80 млн кв. м. А в 2012?м — и вовсе под 100 млн. Но пока почему-то не получается.
Чтобы стимулировать кредитную активность «отдельных категорий граждан» (молодых семей, бюджетников и пр.), президент велит использовать средства, «освобождающиеся после завершения олимпийских проектов, строек для АТЭС и обеспечения жильем военных». С этим тоже непонятно: в бюджет заложили лишнее?
Несколько более конкретных пунктов указа ориентированы на ближнюю перспективу и описывают те меры, которые уже приняты. Например, до июля 2012?го «разработать порядок бесплатного предоставления участков под строительство жилья эконом-класса» (в апреле Дума уже приняла этот законопроект в первом чтении); «разработать комплекс мер» для многодетных семей (в большинстве регионов уже сделано). К ноябрю «разработать порядок упрощенного изъятия» неиспользуемых и неэффективно используемых участков (законопроект уже разработан и внесен в Думу).
Еще несколько положений указа содержат ритуальные пожелания общего порядка, которые никого и ни к чему не обязывают: «принять меры… по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе путем обеспечения конкуренции…», «обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ в целях решения задач модернизации…»
«НП» мнение
Конечно, документ готовился заранее. Но трудно отделаться от ощущения, что указ подписан в спешке как некий контраргумент против лозунгов Болотной.
Применимо к недвижимости Конаково и Конаковского района
Вернуться к объектам недвижимости Конаково и Конаковского района