Платная скоростная дорога Москва-Санкт-Петербург
Проектирование скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт -Петербург впервые в России ведется с учетом того обстоятельства, что будущая трасса будет эксплуатироваться на платной основе. Выиграв в 2008 году открытый конкурс на разработку проектной документации, ОАО «Союздорпроект» на основании государственного контракта с ФГУ «Дороги России» выполняет функции генеральной проектной организации с привлечением крупнейших проектных институтов Российской Федерации и зарубежных инвестиционных компаний-консультантов. В настоящее время ОАО «Союздорпроект» разрабатывает проектную документацию на строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт -Петербург на участке км 58-км 684 (продолжение разработки проектной документации на строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт -Петербург на участке км 15-км 58). 0 том, где пройдет трасса, что она будет собой представлять, какие технологии и материалы будут использоваться при сооружении дороги, сегодня по просьбе редакции рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Союздорпроект», руководитель проекта Виктор Татаринов.
- Виктор Борисович, где пройдет скоростная трасса - в обход каких населенных пунктов, как далеко от существующей федеральной автомобильной дороги М-10 «Россия»?
- Скоростная автомобильная дорога Москва–Санкт-Петербург на участке км 58–км 684 пройдет по территориям центрального и СевероЗападного федеральных округов - по Московской, Тверской, Новгородской и ленинградской областям, а также по г. Санкт-Петербургу. То есть автодорога не только соединит столицу со вторым по величине городом страны и крупнейшим транспортным узлом Северо-Запада России - Санкт-Петербургом, но будет также обслуживать транспортно-экономические связи центрального и Северо-Западного федеральных округов.
Скоростная трасса пройдет в стороне от существующей автомобильной дороги М-10 «Россия» и будет пересекать ее на км 58, км 149, км 257, км 331 и км 545 с устройством транспортных развязок в разных уровнях, что позволит переключать движение транспортных потоков с М-10 «Россия» на скоростную автомагистраль и наоборот.
Удаление проектируемой автомагистрали Москва–Санкт-Петербург от существующей автомобильной дороги М-10 «Россия» составляет в среднем:
по Московской области - от 3 до 7 километров;
по Тверской области - от 2 до 20 километров;
по Новгородской области - от 10 до 40 километров;
по ленинградской области - от 1 до 20 километров;
по Санкт- Петербургу - от 1 до 3 километров.
Начало проектируемого участка трассы соответствует км 58+300 (продолжение разработки проектной документации на строительство скоростной автомобильной дороги Москва–Санкт-Петербург на участке км 15–км 58 ) - это транспортная развязка на пересечении будущей скоростной магистрали Москва–Санкт-Петербург с существующей автомобильной дорогой М-10 «Россия».
Заканчиваться трасса будет на примыкании к кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга (км 684+000).
- Проектируется сразу вся трасса или работа разбита на этапы?
- Заданием на проектирование предусмотрено разделение автомагистрали на 8 этапов строительства, каждый из которых имеет свое народнохозяйственное значение:
1 этап - км 58–км 97 в Солнечногорском и Клинском районах Московской области, в обход городов Солнечногорск и клин;
2 этап - км 97–км 149 в Клинском районе Московской области, в Конаковском и калининском районах Тверской области;
3 этап - км 149-км 214 в калининском районе Тверской области, в обход г. Тверь;
4 этап - км 214-км 258 в калининском, Торжокском районе Тверской области, в обход г. Торжок;
5 этап - км 258-км 334 в Торжокском, Спировском и Вышневолоцком районах Тверской области, в обход г. Вышний Волочек;
6 этап - км 334-км 543 в Вышневолоцком и Бологовском районах Тверской области, Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области, в обход г. Бологое, пос. Угловка и г. Окуловка;
7 этап - км 543-км 646 в Новгородском и Чудовском районах Новгородской области, Тосненском районе ленинградской области, в обход городов Чудово и Тосно;
8 этап - км 648-км 684 в Тосненском районе л енинградскойобластии в г. Санкт-Петербурге.
- Назовите основные характеристики будущей трассы - протяженность, полосность, освещенность, расчетную скорость и другие.
- Основные технические параметры для проектирования обоснованы положениями СНИП 2.05.02-85*, техническим заданием на проектирование и перспективной интенсивностью движения на расчетный 2030 год.
Определены и приняты следующие технические параметры на перспективу развития:
? категория дороги - IA (автомагистраль);
? расчетная скорость - 150 км/час;
? количество полос движения - 4, 6, 8 (в зависимости от этапов строительства);
? ширина полосы движения - 3,75 м;
? ширина разделительной полосы - 6 м;
? освещение по всей автомагистрали, включая транспортные развязки;
? транспортные развязки в разных уровнях - 21 шт.;
? искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады и скотопрогоны ) - 330 шт.;
? водопропускные трубы - 4500 шт.;
? пункты взимания платы (ПВП ) - 20 шт.;
? устройство автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУ ДД) на протяжении всей автомагистрали;
? площадки отдыха (двухсторонние ) - 16 мест;
? устройство службы содержания автомагистрали (ДЭУ, ДЭП, МЭУ) – 20 шт.
Мосты и путепроводы на автомагистрали запроектированы в основном из сборных железобетонных элементов. Транспортные развязки (в зависимости от категории пересекаемых дорог) в основном запроектированы в разных уровнях по типу «двойная труба» и «труба».
Общая протяженность автомагистрали составит 627 километров.
- Известно, что «Союздорпро-ект», являясь генеральным проектировщиком скоростной дороги, привлек ряд проектный организаций на субподряд. Кто еще участвует в проектировании трассы, как координируется эта работа и разграничиваются сферы ответственности?
- В качестве субподрядчиков в разработке проектно-сметной документации принимают участие следующие проектные организации: петербургские ЗАО «Петербург-Дорсервис», ЗАО «Институт «Строй-проект» и ЗАО «Петербургские дороги», московские 000 «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» и 000 «КИК «Транспроект», 000 «РоснсталПроект» из Новосибирска, а также некоторые другие.
Разработка проектно-сметной документации координируется генеральным проектировщиком ОАО «Союз-Дорпроект» на технических советах и различных совещаниях, а также путем согласования технических
решений в процессе их разработки и приемки для передачи и получения положительных заключений ФГУ «Главгосзкспертиза России».
- Виктор Борисович, в какой стадии находится сейчас проект дороги и когда он будет завершен?
- В связи с поэтапным финансированием проектных и изыскательских работ выпуск проектно-сметной документации осуществляется в порядке приоритетного значения участков автомагистрали. В настоящее время завершено проектирование и получены положительные заключения ФГУ «Главгосзкспертиза России» по трем этапам:
? 1 этап - км 58-км 97;
? 5 этап - км 258-км 334;
? 8 этап - км В4В-КМ 684. Разработка проектно-сметной
документации на всю автомагистраль будет завершена в текущем году.
- Какие современные технологии и материалы закладываются в проект, как самой дороги, так и входящих в ее состав искусственных сооружений?
- Для обеспечения устойчивости, стабильности и допустимой осадки насыпей на слабых грунтах в проекте нашли применения следующие мероприятия:
? армирование объемными георешетками откосов высоких насыпей и глубоких выемок с целью создания устойчивых откосных конструкций;
? армирование грунта геосинтетическим материалом, обладающим высокой прочностью на растяжение, между слоями насыпного и естественного грунта;
? армирование слабого основания (для создания распределенной нагрузки, повышения устойчивости насыпи за счет армирования геосетками, обеспечивающими сцепление между слоями];
? цементация грунта с применением новейших технологий (изменение свойств грунтов основания за счет частичного замещения слабого грунта более прочным с характеристиками прочности, соответствующими композитному материалу];
? устройство свайного поля с гибким ростверком, выполненным из геосетки высокой прочности.
Для наилучшего регулирования водно-теплового режима земляного полотна в проекте широкое применение нашли геокомпозитные материалы.
Для дренирования дорожной одежды и снижения уровня грунтовых вод в выемках применены дренажные системы:
? дренаж глубокого заложения с геодренами;
? дренажные полимерные перфорированные трубы с фильтром (применение данной технологии - это повышение долговечности дренажных конструкций и легкость строительства по сравнению с использованием традиционных асбоцементных труб.
В конструкции дорожной одежды применены геосинтетические материалы на границе земляного полотна (в выемке] и песчано-подстилающего (дренирующего] слоя для предотвращения его заиливания.
При проектировании малых искусственных сооружений и водоотводных систем нашли применение матрацы типа «Рено » - это обусловлено легкостью монтажа, зкологичностью и великолепными эксплуатационными показателями.
Для обеспечения экологической безопасности объекта разработан целый ряд мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду, в частности:
? применение шумозащитных экранов и зеленых насаждений для снижения уровня шума при прохождении дороги вблизи населенных пунктов и природоохранных территорий;
? устройство специальных прогонов в теле насыпи проектируемой дороги для перехода диких и домашних животных;
? применение эффективных конструкций очистных сооружений для очистки поверхностных стоков в пределах водоохранных зон.
При разработке проектных решений по путепроводам и мостам также применены современные разработки, конструкции и материалы. В частности, разработаны сборные железобетонные пролетные строения из многофункциональных балок, на пролетных строениях применена современная гидроизоляция, для железобетонных конструкций - антикоррозионная защита из современных материалов. Кроме того, в проектной документации нашли широкое применение армогрунтовые конструкции.
Повышение безопасности дорожного движения достигается разработкой проекта организации движения с применением современных энергоемкого барьерного ограждения и материалов для нанесения дорожной разметки, а также установкой дорожных знаков и указателей.
Для лучшего и своевременного информационного обеспечения участников дорожного движения в разделе АСУ ДД применены табло переменной информации и многопозиционные указатели.
Для уменьшения сроков и стоимости сооружения при разработке проекта организации строительства рекомендовано применение современных моделей дорожно-строительной техники и передвижных асфальтобетонных заводов. При транспортировке асфальтобетонных смесей рекомендованы мероприятия по поддержанию температуры асфальтобетона на всем пути следования.
- Как известно, нормативно-техническая база в дорожностроительной сфере заметно отстает от потребностей времени. В связи с этим адаптировались ли к российским условиям западные стандарты, разрабатывались ли новые ТУ и другие нормативные документы?
- В проекте разработаны и утверждены в установленном порядке Специальные технические условия (СТУ] на скоростную автомобильную дорогу Москва - Санкт -Петербург. Необходимость их разработки вызвана отсутствием ряда требований нормативной документации по проектированию платных автомобильных дорог.
СТУ содержат дополнительные к установленным или отсутствующие в действующих нормативных документах технические требования,которые необходимы для обеспечения надежности и безопасности проектируемой автомагистрали.
К сожалению, в настоящее время в ряде действующих нормативных документов не содержится требований по компоновке габаритов мостов с учетом обеспечения соосности ограждений ездового полотна и проезжей части на смежных участках автомобильных дорог; отсутствует методика оценки устойчивости и стабильности насыпей на слабых грунтах с устройством слабого основания; не разработаны нормативные требования по проектированию и расчету армо-грунтовых конструкций. Кроме того, в них не регламентирована возможность применения более современных конструктивно-технологических решений мостовых сооружений, по сравнению с заложенными в СНИП 2.05.03-84* и СНИП 3.06.04-91, в части элементов мостового полотна, температурно-неразрезных пролетных строений, сталежелезобетонных пролетных строений, а также использования новых марок арматурных сталей.
В СТУ учтены рекомендации научно-исследовательских и проектных организаций, разработанные специально для проектируемой автомобильной дороги и отражающие как результаты научных разработок, так и опыт строительства подобных сооружений в нашей стране и за рубежом.
Заложенные в проектной документации технические и технологические решения, а также современные способы производства строительно-монтажных работ обеспечат высокое качество и минимальные сроки сооружения скоростной автомобильной дороги.
Объекты недвижимости Конаково и Конаковского района
Продажа, покупка, сопровождение сделок, оформление недвижимости в Конаково и Конаковском районе.